Эти лекции посвящены профилактике детской агрессивности. В них использованы материалы сайтов: «Ваш психолог. Беседы, консультации для родителей« и nsportal.ru/…shkola. Авторы статей психологи Н.В.Дигмунтович, А. Б. Липина и педагог Е. А. Степанова.
Лекция первая.
Агрессия – форма поведения, противоречащего нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющего физический вред людям или вызывающего у них отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.д.
Агрессия может проявляться по-разному: она может быть косвенной – в форме доносов, сплетен, злых шуток; направленной на самого себя (аутоагрессия) – это не только суициды, самоуничтожение, самообвинение, но и всевозможные повреждения: шрамы, наколки и т.д. Агрессия может проявляться и по отношению к неодушевлённым предметам и находить выход через порчу предметов.
Многие взрослые понимают детство как возраст беспечности и беспредельного оптимизма и лишают ребёнка права на негативные эмоции или формы поведения (гнев, страх, обиду, злость, мстительность и т.д.).
Агрессивность – не всегда плохо. Ей сопутствуют положительные черты, которые могут пригодиться в жизни. Это настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий.
Агрессия часто возникает в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств. В агрессивном действии имеются все формальные качества воли, а она всегда присуща лидерам и победителям. Но есть и негативный аспект – агрессивная личность всегда пренебрегает правами и чувствами других людей ради достижения своих собственных целей. Лидер легко может превратиться в угнетателя, деспота.
Что касается детской агрессивности, то часто агрессивность ребёнка провоцируется поведением самих родителей:
—отсутствие взаимопонимания между членами семьи;
—вседозволенность;
—гиперопека;
-безотчётное ощущение обделённости, отсутствие оснований для самоуважения. Агрессивные действия к окружающим станут естественным способом компенсации этого удручающего состояния.
Многие дети бывают очень агрессивны по отношению друг другу, они могут размахивать кулаками, набрасываться на сверстников. В раннем возрасте это обычное дело. Как правило, даже серьёзные стычки между ними – короткие и быстро гаснут. Конечно, нельзя допускать, чтобы в драках они пользовались предметами, которые могли бы их травмировать.
Обострение агрессивного поведения отмечается в периоды кризисов личностного развития, в периоды наибольшей эмоциональной нестабильности. В это время ребёнок максимально чувствителен к внешним воздействиям и агрессия со стороны взрослого фиксируется в сознании ребёнка как допустимая форма социального поведения.
Одним из периодов кризиса личностного развития является возраст 7- 8 лет (в зависимости от психического и физического развития ребёнка возможно смещение этих возрастных рамок). В это время возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, что выражается в непоседливости и повышенной эмоциональной возбудимости. Считается, что этот кризис проходит легче, чем в 3-4 года, однако переносится он детьми едва ли не тяжелее, так как обычно связан с таким потрясением как поступление в школу.
Дело в том, что, когда малыш (в 3-4 года) самоутверждается, он, несмотря на все свои причуды, чувствует себя защищённым – мама рядом, даже если она и сердится на него.
Первоклашка же оказывается, словно брошенным в воду. Требования в школе совсем другие, мама не всегда рядом. Если же что-то не ладится в школе или в семье, он не может найти выход из ситуации самостоятельно.
Стремясь исправить агрессивное поведение ребёнка, взрослые применяют наказание «чтоб впредь неповадно было».
Возникает порочный круг: агрессия ребёнка рождает агрессию взрослого, а агрессия взрослого в свою очередь стимулирует агрессию ребёнка (обиду, ощущение несправедливости, изолированности, желание отомстить и т.д.)
Заставляя раз за разом переживать озлобленность, обиду, враждебность, родитель создаёт условия для формирования агрессивности как устойчивой черты личности.
Исследования показали, что дети, которых отшлёпывали, совсем не помнят, за что их наказали. Они убегают от взрослых, кипят злостью и не раскаиваются. Чаще всего «исправившейся» задира и безобразник всего лишь «затаился». Неустранённые импульсы его плохого поведения при этом накапливаются и могут вырваться в самой непредсказуемой форме.
Ваш социальный педагог Кузнецова Л. А.