15 лет в жизни ребенка характеризуется окончанием возрастного кризиса.
Социально-педагогическая ситуация стабильна, ребенок имеет четкое положение в коллективе класса и в глазах учителя.
Основные задачи развития на данном этапе: помощь в самоидентификации (нахождения себя в мире), в утверждении самоуважения и самопринятия, развитие способности к целеполаганию во всех сферах жизни, развитие мыслительных способностей до уровня мыслительных операций.
Проблемы: весь спектр эмоционально-личностных нарушений, связанных с потерей идентификации (внутреннего морального стержня), потеря интереса к учебе, фиксация на психосексуальных проблемах. Возможно застревание на предыдущей стадии интеллектуального развития.
Физиология: активная перестройка эндокринной системы. Повышается чувствительность и восприимчивость возникают различные акцентуации характера, которые иногда приводят к девиации.
Общение:
На первое место выходит интимно-доверительное общение. Кроме того подростки любят участвовать в играх-развлечениях, спортивных групповых играх, коллекционировать вещи. Взволнованная чувственность подростка часто приводит его в социальные сети, компьютерные онлайн-игры. Современный ребенок зачастую подменяет реальное общение на виртуальное, теряя грань между ними. Последствия такого ухода порой сказываются в неожиданной, острой форме.
Социальные нормы и поведение.
Стремятся к индивидуализации и отрицанию типического социального опыта. Но подросток еще не готов к полной личностной автономии, его душит сильный эмоциональный протест на фоне мощных душевных переживаний. Еще нет места анализу, осмыслению, поиску собственных ценностей.
Подросток освобождается от неработающих норм взрослых.
Теперь основной источник, из которого он черпает материал для познания мира социальных отношений — стихийный опыт, получаемый часто в рискованных, экстремальных формах.
Подросток не ищет свободы — он не готов к ней. Ему нужна жизненная дорога, по которой можно было бы идти, свободно размахивая руками и у которой были бы четко очерченные, понятные и недвусмысленные бордюры.
Путь к социально-психологической зрелости начинается после 15 лет.
Основная форма познания-сравнение себя с другими людьми.
Противоречия:
Быть как все — желание выделиться любой ценной.
Стремление заслужить авторитет любой ценой — бравирование собственными недостатками.
Желание иметь близкого друга — смена приятелей, разочарования.
Учитель воспринимается через призму общественного мнения. Поэтому нередко ученики идут на конфликт с учителями, чувствуя поддержку одноклассников.
Неприятие оценок взрослых происходит из-за отсутствия должных условий для удовлетворения обостренной потребности подростка в общественном признании. Это становится прямым путем к агрессии.
Личностные особенности подростка:
- потребность в устойчивом положении в группе.
- повышенная утомляемость
- стремление к верному другу
- повышенный интерес к соотношению сил в группе
- отсутствие авторитета возраста
- устойчивость первого впечатления.
- отвращение к необоснованным запретам
- восприимчивость к промахам учителей
- переоценка своих возможностей
- отсутствие адаптации к неудачам
- тенденция к мечтательности
- яркая эмоциональность
- стремление к асоциальному поведению. Испытание этого мира на прочность. Елфимова И.В., педагог — психолог