Охрана здоровья учащихся — одна из главных задач, стоящих перед коллективом МОУ «ООШ №34» г. Сыктывкара. Для её решения в образовательной организации была создана система сохранения и развития здоровья каждого учащегося.
Задачи работы системы:
—создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья;
-формирование навыков здорового образа жизни;
-использование технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье;
-вовлечение родителей в сферу системы гигиенического обучения и воспитания;
-создание психологического комфорта на уроках и во внеурочной деятельности;
-адаптация учащихся к жизни в обществе;
-формирование у учащихся осознания необходимости здорового образа жизни.
Основное содержание работы:
1. Рациональная организация учебного процесса:
-соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся;
-использование здоровьесберегающих технологий: метод проектов, групповые и игровые методы обучения;
— личностно – ориентированный подход к обучению;
— строгое соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
— рациональная организация уроков физкультуры и занятий активно–двигательного характера;
— составление учебного расписания с учётом всех требований СанПиН.
2. Психологическая поддержка учащихся:
-создание комфортного психологического климата в школе;
— индивидуальные консультации учащихся и их родителей;
— психологический тренинг учащихся;
3. Экологическое воспитание (проектная деятельность учащихся по вопросам экологии; классные часы, общешкольные мероприятия).
4. Физкультурно–оздоровительная работа:
— полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья
— организация динамических пауз и часов, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности детей;
— проведение школьных спортивных мероприятий, участие во внутришкольных и районных соревнованиях;
— организация спортивных секций, работа социумом;
— оснащение школы спортивным инвентарём и оборудованием.
— профилактические медицинские осмотры учащихся и вакцинация;
— контроль выполнения санитарных правил;
— мониторинг состояния здоровья детей, в том числе подробный анализ заболеваемости учащихся;
— ведение паспортов здоровья учащихся,
— охрана здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
5. Рациональное школьное питание:
— обеспечение рациона учащихся с учётом физиологических потребностей детей каждого возраста (полноценное правильное сбалансированное питание с учетом суточной и недельной потребности в питательных веществах, витаминах и микроэлементах);
— повышение культуры питания учащихся путем проведения регулярных занятий, бесед, прочих мероприятий просветительского и пропагандистского характера;
— составление меню с учетом всех аспектов рациональности детского питания и сезонности продуктов; контроль за организацией и качеством школьного питания.
6. Профилактика нарушения осанки:
— выполнение санитарных требований к мебели;
— физкультминутки;
— динамические часы;
— спортивные часы во второй половине дня
7. Профилактика нарушения зрения:
— рассаживание учащихся в классах с учётом дефектов зрения;
— физкультминутки для зрения;
— выполнение санитарных требований к освещению помещений, классов, учебным пособиям и ТСО, учебные нагрузки, продолжительности работы за компьютером.
8. Организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями:
— повышение квалификации педагогов по проблемам охраны здоровья;
— повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья;
— привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья.
9. Здоровьесберегающая инфраструктура школы:
— состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими требованиями;
— оснащение физкультурного зала и стадиона необходимым оборудованием и инвентарём;
— грамотное оснащение школьной столовой;
— организация качественного питания.
Известно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения). Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Поэтому особое внимание в нашей школе уделяется санитарно — гигиеническому состоянию школы.
Ежедневно проводятся влажная уборка всех помещений школы чистящими, моющими, дезинфицирующими средствами и уборка. Контролируется постоянное наличие туалетной бумаги и мыла. В каникулярное время обязательна генеральная уборка всех помещений школы с дезинфицирующими и моющими средствами мест общего пользования, классов, рекреаций и других помещений. Тем самым осуществляется всё максимально возможное для охраны здоровья детей и поддержание санитарно-гигиенического состояния школы на высоком уровне
В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние на зрение обучающихся в школе детей, поэтому под особым контролем находится освещенность в учебных классах, рекреациях и других помещениях школы. Постоянно проводится осмотр осветительных приборов и замена их в случае неисправности. Также проводится наблюдение за состоянием экологического комфорта в классах.
При разработке критериев оценки эстетического состояния школы мы исходили из того, что состояние физического, психического здоровья человека определяется восприятием гармонии или дисгармонии форм, цвета, композицию. Поэтому при эстетическом оформлении школы учитываются особенности восприятия детьми эстетики окружающего мира, отталкиваясь не только от устоявшихся позиций ребенка в вопросах вкуса, а ориентируясь на высокие каноны эстетики окружающего пространства.
Для хорошего восприятия окружающей детей обстановки проведен ремонт рекреаций и изменен цвет стен. Стены окрашены в приглушенные тона, но при этом на некоторых из них есть яркие панно. Искусственные и натуральные цветы создают атмосферу уюта и комфорта, обеспечивая кратковременный отдых. Отрицательные эмоции, напряжение, возникающее в учебном процессе и снижающие умственную и физическую работоспособность, будут снижаться при общении ребенка с миром природы.
Деятельность школы направлена:
-
- на формирование у учащихся и их родителей здорового образа жизни;
-
- создание здоровой и безопасной среды;
-
- совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания;
- совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика девиантных форм поведения и др.
В школе организована работа по следующим направлениям:
- профилактика утомляемости школьников, охране зрения, опорно-двигательного аппарата и др.;
- работа с учащимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;
- организация и проведение прогулок в начальной школе;
- проведение «дней здоровья»;
- лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;
- спортивные мероприятия.
Деятельность педагогов при таком подходе к педагогическому процессу направлена как на достижение оптимального уровня обученности, воспитанности учащихся, так и на обеспечение условий для сохранения и развития здоровья. Коллектив школы занимается разработкой модели здоровьесберегающей среды, наиболее значимыми компонентами которой являются:
-
- создание комфортных условий обучения (моделирование в образовательной организации зоны экологической комфортности);
- использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.
Создан режим работы, наиболее благоприятный для осуществления поставленных задач по оздоровлению детей, по интеграции оздоровительного процесса в образовательный.
Созданы комфортные условия для пребывания детей и работы учителей, для реализации оздоровительной программы.
Образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательной организации, утвержденными программами Министерства образования РФ, адаптированными к особенностям здоровья и психофизического развития ребенка и согласованными с методическими санитарно-гигиеническими службами.
В школе широко применяются как традиционные педагогические технологии (классно-урочная форма, лекционно-семинарско-зачетная), так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, игровые технологии).
Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения.
Это предполагает:
-
- учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
-
- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
-
- наличие эмоциональных разрядок на уроках;
- использование физкультурных пауз на уроках.
Расписание составлено в соответствии с санитарными требованиями, предъявляемыми государственным санитарно-эпидемиологическим надзором. Увеличен объем двигательной активности.
Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся школы и реализуется во второй половине дня.
Своеобразие этого направления заключается в том, что кроме задачи гармоничного развития личности оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительной программы.
Дополнительное образование обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь, получению базового образования, а также возможности социально адаптироваться в современном обществе.
Во второй половине дня, для всех учащихся организованы занятия по интересам. Ученики посещают спортивные секции и кружки, участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы, в организации экскурсий, походов и прогулок.
В школе регулярно проходят общешкольные Дни Здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей.
Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры. В школе проводятся дни здоровья. Также в каникулярное время все учащиеся бывают на свежем воздухе.
Отдельное внимание в школе отводится гигиене — все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.
Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе реализуется программа Л.Романовой по профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни «Полезные привычки», «Полезные навыки», также реализуется программа по здоровьесбережению «Здоровое поколение» (2016-2019 гг.).
В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения в лифте, на воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, посвященные борьбе с вредными привычками. Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции.
Информация о проведённых мероприятмях размещается на школьном сайте в разделе Внеурочная деятельность.
Полезная информация также размещается на школьном сайте в разделах Правовая страница, Для учеников/Памятки для учащихся, Для родителей, Безопасность.
Большое внимание уделяется профориентацинной работе, где классные руководители рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какие – либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных условиях. Также информация по профориентации размещается на школьном сайте в разделе Страница профориентации.
Классными руководителями спланирована работа на классных часах по формированию здорового образа жизни учащихся.
Для учащихся организована работа спортивных секций и кружков:
- баскетбол;
- волейбол;
- ОФП;
- ЛФК;
- акробатика.
- «Вокальное исполнительство»;
- «Вокально-инструментальное исполнительство»;
- «Очумелые ручки»;
- «Музей боевой славы»;
- «Техническое рисование».
Занятия в кружках повышает интеллектуальный уровень, развивает индивидуальные способности, укрепляет физическое состояние учащихся.
В режим дня начальной школы включен комплекс оздоровительных мероприятий:
- классные часы: «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров…», «Доктор Айболит», «Школа здоровья».
- физкультминутки на уроках, гимнастика для глаз;
- подвижные игры на переменах;
- общешкольные спортивные соревнования
- Дни здоровья.
В целях организации оздоровления и занятости учащихся в каникулярное время, в том числе из числа семей, находящихся в социально опасном положении, профилактики безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в МОУ «ООШ №34» г. Сыктывкара организуется работа ДОЛ (детского оздоровительного лагеря).
Основными задачами создания ДОЛ являются:
- создание необходимых условий для отдыха и рационального использования каникулярного времени у детей, формирования у них общей культуры и навыков здорового образа жизни,
- создание максимальных условий для социальной адаптации детей с учетом возрастных особенностей,
- реализация оздоровительно — образовательных программ, направленных на развитие детей (полноценное питание, медицинское обслуживание, пребывание на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организация экскурсий, походов, игр, занятий в объединениях по интересам: временных кружках, секциях, творческих мастерских).
Для совершенствования и закрепления навыков действия персонала и учащихся школы по быстрой эвакуации из здания при возникновении пожара и ЧС проводятся специальные занятия не реже 2-х раз в год (осенью и весной) в виде тренировки по эвакуации людей и мероприятие «День защиты детей» (1 раз в год).
Практическая направленность и соревновательный характер мероприятия ДЗД способствует формированию у учащихся навыков распознания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе, выработке умения защищать свою жизнь и здоровье, оказывать само — и взаимопомощь.
Основные цели проведения «Дня защиты детей»:
- формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
- приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных условиях;
- оказание само- и- взаимопомощи;
- формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, высокого чувства долга и ответственности за порученное дело, мужества, отваги, выдержки и самообладания, инициативы и находчивости, взаимной выручки, физической выносливости.
С целью обеспечения антитеррористической защищённости организован пропускной режим, ограничен доступ (въезд) на территорию школы транспортных средств, осуществляются необходимые мероприятия.