План-конспект урока с использованием ЦОР
Тема: «Полные и краткие прилагательные»
Учитель: Петрова Надежда Пантелеймоновна.
Место работы: МОУ «ООШ № 34» г. Сыктывкар, Республика Коми.
Должность: учитель русского языка и литературы.
Предмет: русский язык.
Класс: 5 класс.
Номер урока в теме: 7.
Базовый учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5класс/ Научный редактор акад. РАО Н.М.Шанский.
Цель урока: углубить и расширить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», сформировать знания о полных и кратких именах прилагательных.
Задачи:
— обучающие: изучить и закрепить знания учащихся о полных и кратких именах прилагательных; изучить правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; сформировать умения и навыки образования кратких имен прилагательных, определять роль кратких прилагательных в предложении, речи; умение правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий, графически обозначать условия выбора правильного написания.
— развивающие: формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать; навыки устной монологической речи, умения работать с таблицей, текстом.
— воспитательные: воспитывать любовь к художественному слову, формировать умения определять художественную значимость слова.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, ЦОР, используемые на уроке.
Структура и ход урока: представлена в таблице № 1.
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1. |
Организационный момент |
Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности. |
Приветствуют учителя. |
1 мин. |
|
2. |
Проверка домашнего зада-ния. |
Определение уровня усвоения материала предыдущей темы. Слово учителя: -Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока. |
Учащиеся отвечают на вопросы, обращаются к домашнему упражнению. |
3 мин. |
|
3. |
Определение темы и целей урока. Мотивация учащихся. Актуализация знаний |
Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися. Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Имя прилагательное». Прочитайте текст (текст № 1 на бумажном носителе, приложение к плану – конспекту). Обратите внимание на выделенные слова, определите, к какой части речи они относятся. Выясняется, что это тоже прилагательные, отвечающие на вопрос «каков». -Обратите внимание на тему урока: «Полные и краткие имена прилагательные». Итак, какая цель стоит перед нами на сегодняшнем уроке? |
Учащиеся работают с текстом, определяют часть речи выделенных слов. Учащиеся знакомятся с темой урока и формулируют цель урока, записывают тему урока. |
2 мин. |
|
4. |
Изучение нового материала |
№ 1. Интерактивная таблица «Полные и краткие прилагательные» (N 7251). |
Изучение нового материала. Работа с интерактивными таблицами «Полные и краткие прилагательные». Демонстрация учителем таблицы, объяснение. |
Учащиеся изучают таблицу. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
8 мин. |
№ 2. Тест «Образуйте краткую форму» (N 138961) 3 варианта. |
Формирование умения и навыков образования кратких имен прилагательных. -Прочитаем задания теста и попробуем образовать краткую форму прилагательного по вариантам. Проверка. -Мы с вами убеждаемся, что краткая форма может быть образована не от всех прилагательных. А как вы думаете, почему? |
Учащиеся выполняют задания теста по вариантам. Исправление ошибок. Учащиеся отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы. |
7 мин. |
||
№3. Интерактивный текст 1 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7255). Интерактивный текст 2 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7253). №4. Мультимедиаурок «Роль полных и кратких прилагательных в предложении» (N 188271). №5. Электронный учебный модуль практического типа (п-тип) «Краткие прилагательные. Правописание Ь после шипящих». |
Изучение нового материала, формирование навыков различения полных и кратких прилагательных Слово учителя: — Обратимся к тексту. Найдите краткие и полные прилагательные Формирование умения определять роль кратких прилагательных в предложении. Слово учителя: -Выясним, какова роль полных и кратких прилагательных в предложении? -Каким членом предложения являются выделенные прилагательные? Слово учителя. Объяснение орфограммы «Краткие прилагательные. Правописание Ь после шипящих». Формирование умения правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий, графически обозначать условия выбора правильного написания Работа с ЭУМ, объяснение, проверка. (текст №1) |
Учащиеся выделяют полные и краткие прилагательные. Учащиеся работают с видеофрагментом на экранах компьютеров. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся находят и выделяют в тексте краткие прилагательные, которые оканчиваются на шипящие, объясняют условия выбора орфограммы (при необходимости пользуются подсказками). |
3 мин. 7 мин. 6 мин. |
||
5. |
Подведение итогов урока |
№6. Интерактивное задание. Задание: определите цитаты, характеризующие Петра I (N 204005). |
Слово учителя: Употребление кратких форм прилагательных больше свойственно книжным стилям речи, так как с их помощью качество обозначается сильнее, ярче, категоричнее, чем в полных. Перед нами фрагмент портрета Петра I –(полководца во время Полтавского боя русских со шведами) из поэмы А.С.Пушкина «Полтава». Найдём и подчеркнём краткие прилагательные, задав к ним вопросы. Главную роль играют здесь краткие прилагательные, передающие сильный характер, собранность, волю к победе Петра, кратковременность битвы и состояния Петра. |
Учащиеся находят характеристику Петра I, делают выводы об особенностях употребления кратких прилагательных в художественной речи. |
4 мин. |
6. |
Объяснение домашнего зада-ния |
Слово учителя: -Что представляет собой это предложение: Долг платежом красен? Это пословица. В народной речи проявилась особая любовь к кратким прилагательным. Объяснение домашнего задания. Слово учителя: -Для того чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить домашнее задание. Подберите пословицы, в которых были бы использованы краткие прилагательные. |
Учащиеся отвечают на вопрос учителя, записывают домашнее задание. |
2 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока «Полные и краткие прилагательные».
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. |
Интерактивная таблица «Полные и краткие прилагательные в предложении» (N 7251) |
Мультимедиа |
Интерактивная таблица |
|
2. |
Тест «Образуйте краткую форму» (N 138961) 4 варианта |
Электронное задание. |
Тест |
|
3. |
Интерактивный текст 1 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7255). Интерактивный текст 2 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7253) |
Мультимедиа. Электронное задание. |
Интерактивный текст. |
|
4. |
Мультимедиаурок «Роль полных и кратких прилагательных в предложении» (N 188271) |
Мультимедиа |
видеофрагмент |
|
5. |
Электронный учебный модуль практического типа (п-тип) «Краткие прилагательные. Правописание Ь после шипящих» |
ЭУМ п-типа |
Работа с ЭУМ |
http://fcior.edu.ru/card/23764/kratkie-prilagatelnye-pravopisanie—posle-shipyashih.html |
6. |
Интерактивное задание. Задание: определите цитаты, характеризующие Петра I (N 204005) |
Интерактивное задание |
Работа с ЭУМ Фрагменты художественного текста |
Приложение к плану-конспекту урока «Полные и краткие прилагательные».
-
- Текст № 1 на бумажном носителе для работы.
Медвежата жили в лесу. Лес был дремуч, тропинки все заросли, не видно их. Около берлоги рос большой куст малины. До чего же он пахуч и сладок! По утрам, когда воздух был ещё свеж и бодрящ, медведица позволяла своим деткам лакомиться красной сладкой ягодой. Один из медвежат был слишком уж неуклюж: то он цеплялся за колючие ветки, то проваливался в ямки, то скатывался кубарем с обрыва по песку. Песок-то был сыпуч.
Днём же, в жару, когда раскалённый диск солнца был очень уж жгуч, медвежья семья отлёживалась в своём убежище.