Н.П.Петрова. Урок русского языка в 5 классе

План-конспект урока с использованием ЦОР

Тема: «Полные и краткие прилагательные»

Учитель: Петрова Надежда Пантелеймоновна.

Место работы: МОУ «ООШ № 34» г. Сыктывкар, Республика Коми.

Должность: учитель русского языка и литературы.

Предмет: русский язык.

Класс: 5 класс.

Номер урока в теме: 7.

Базовый учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык.     5класс/ Научный редактор акад. РАО Н.М.Шанский.

Цель урока: углубить и расширить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», сформировать знания о полных и кратких именах прилагательных.

Задачи:

обучающие: изучить и закрепить знания учащихся о полных и кратких именах  прилагательных; изучить правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; сформировать умения и навыки образования кратких имен прилагательных, определять роль кратких прилагательных в предложении, речи; умение правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий, графически обозначать условия выбора правильного написания.

развивающие: формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать; навыки устной монологической речи, умения работать с  таблицей, текстом.

воспитательные: воспитывать любовь к художественному слову, формировать умения определять художественную значимость слова.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, ЦОР, используемые на уроке.

Структура и ход урока: представлена в таблице № 1.

Таблица 1.  СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.

Приветствуют учителя.

1 мин.

2.

Проверка домашнего зада-ния.

Определение уровня усвоения материала предыдущей темы.

Слово учителя:

-Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока.

Учащиеся отвечают на вопросы, обращаются к домашнему упражнению.

3 мин.

3.

Определение темы и целей урока. Мотивация учащихся.

Актуализация  знаний

Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Имя прилагательное».

Прочитайте текст (текст № 1 на бумажном носителе, приложение к плану – конспекту). Обратите внимание на выделенные слова, определите, к какой части речи они относятся. Выясняется, что это тоже прилагательные, отвечающие на вопрос «каков».

-Обратите внимание на тему урока: «Полные и краткие имена прилагательные».

Итак, какая цель стоит перед нами на сегодняшнем уроке?

Учащиеся работают с текстом, определяют часть речи выделенных слов.

Учащиеся знакомятся с темой урока и формулируют цель урока, записывают тему урока.

2 мин.

4.

Изучение нового материала

№  1.

Интерактивная таблица «Полные и краткие прилагательные» (N 7251).

Изучение нового материала. Работа с интерактивными таблицами

«Полные и краткие прилагательные». Демонстрация учителем таблицы, объяснение.

Учащиеся изучают таблицу. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

8 мин.

№ 2.

Тест «Образуйте краткую форму» (N 138961) 3 варианта.

Формирование умения и навыков образования кратких имен прилагательных.

-Прочитаем задания теста и попробуем образовать краткую форму прилагательного по вариантам.

Проверка.

-Мы с вами убеждаемся, что краткая форма может быть образована не от всех прилагательных. А как вы думаете, почему?

Учащиеся выполняют задания теста по вариантам.

Исправление ошибок.

Учащиеся отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы.

7 мин.

№3. Интерактивный текст 1 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7255).

Интерактивный текст 2 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7253).

№4. Мультимедиаурок «Роль полных и кратких прилагательных в предложении»  (N 188271).

№5. Электронный учебный модуль практического типа (п-тип) «Краткие прилагательные. Правописание Ь после шипящих».

Изучение нового материала,

формирование навыков различения полных и кратких прилагательных

Слово учителя:

— Обратимся к тексту. Найдите краткие и полные прилагательные

Формирование умения определять роль кратких прилагательных в предложении.

Слово учителя:

-Выясним, какова роль полных и кратких прилагательных в предложении?

-Каким членом предложения являются выделенные прилагательные?

Слово учителя. Объяснение орфограммы

«Краткие прилагательные. Правописание Ь после шипящих». Формирование умения правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий, графически обозначать условия выбора правильного написания

Работа с ЭУМ, объяснение, проверка. (текст №1)

Учащиеся выделяют полные и краткие прилагательные.

Учащиеся работают с видеофрагментом на экранах компьютеров.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся находят и выделяют  в тексте краткие прилагательные, которые оканчиваются на шипящие, объясняют условия выбора орфограммы (при необходимости пользуются подсказками).

3 мин.

7 мин.

6 мин.

5.

Подведение итогов урока

№6. Интерактивное задание.   Задание: определите цитаты, характеризующие Петра I (N 204005).

Слово учителя:

Употребление кратких форм прилагательных больше свойственно книжным стилям речи, так как с их помощью качество обозначается сильнее, ярче, категоричнее, чем в полных.

Перед нами фрагмент портрета Петра I –(полководца во время Полтавского боя русских со шведами) из поэмы А.С.Пушкина «Полтава».

Найдём и подчеркнём краткие прилагательные, задав к ним вопросы.

Главную роль играют здесь краткие прилагательные, передающие сильный характер, собранность, волю к победе  Петра, кратковременность битвы и состояния Петра.

Учащиеся находят характеристику Петра I, делают выводы об особенностях употребления кратких прилагательных в художественной речи.

4 мин.

6.

Объяснение  домашнего зада-ния

Слово учителя:

-Что представляет собой это предложение: Долг платежом красен? Это пословица. В народной речи проявилась особая любовь к кратким прилагательным.

Объяснение домашнего задания.

Слово учителя:

-Для того чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить домашнее задание. Подберите пословицы, в которых были бы использованы краткие прилагательные.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, записывают домашнее задание.

2 мин.

Приложение к плану-конспекту урока   «Полные и краткие прилагательные».

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Интерактивная таблица «Полные и краткие прилагательные в предложении» (N 7251)

Мультимедиа

Интерактивная таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395fbd-0a01-0355-01ab-9dac7ccc82f6/%5BRUS6_100%5D_%5BIA_310%5D.swf

2.

Тест «Образуйте краткую форму» (N 138961) 4 варианта

Электронное задание.

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09e963ae-cf5b-4fd0-9748-e50ac7b941fb/index_listing.html

3.

Интерактивный текст 1 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7255).

Интерактивный текст 2 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7253)

Мультимедиа. Электронное задание.

Интерактивный текст.

4.

Мультимедиаурок «Роль полных и кратких прилагательных в предложении»  (N 188271)

Мультимедиа

видеофрагмент

5.

Электронный учебный модуль практического типа (п-тип) «Краткие прилагательные. Правописание Ь после шипящих»

ЭУМ п-типа

Работа с ЭУМ

http://fcior.edu.ru/card/23764/kratkie-prilagatelnye-pravopisanie—posle-shipyashih.html

6.

Интерактивное задание.  Задание: определите цитаты, характеризующие Петра I (N 204005)

Интерактивное задание

Работа с ЭУМ

Фрагменты художественного текста

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9616d289-6523-47d5-b03c-e069d838e36d/%5BLI7RK_4-04%5D_%5BTR_03%5D.swf

Приложение к плану-конспекту урока «Полные и краткие прилагательные».

    1. Текст № 1 на бумажном носителе для работы.

Медвежата жили в лесу. Лес был дремуч, тропинки все заросли, не видно их. Около берлоги рос большой куст малины. До чего же он пахуч и сладок! По утрам, когда воздух был ещё свеж и бодрящ, медведица позволяла своим деткам лакомиться красной сладкой ягодой. Один из медвежат был слишком уж неуклюж: то он цеплялся за колючие ветки, то проваливался в ямки, то скатывался кубарем с обрыва по песку. Песок-то был сыпуч.

Днём же, в жару, когда раскалённый диск солнца был очень уж жгуч, медвежья семья отлёживалась в своём убежище.

Комментарии закрыты