Использование здоровьесберегающих технологий на уроке химии
Бодяева Н.А., учитель химии
МОУ «ООШ 34» г. Сыктывкара
Создание и организация здоровьесберегающего урока — это достаточно сложный и творческий процесс, требующий от учителя знаний психологии, физиологии, гигиены и других наук. Урок является основной формой организации обучения в школе. Иногда он характеризуется комплексом факторов риска для здоровья учащихся (гиподинамия, выраженные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, интенсивность большой объем учебного материала, игнорирование учителем индивидуальных особенностей учащихся и др.), что требует корректировки существующих подходов к организации урока. Именно поэтому вопрос использования здоровьесберегающих технологий на уроке считаю приоритетным. От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
К своей работе я стараюсь подходить дифференцированно. Составляю задания по степени сложности и задания, требующие разнообразных видов деятельности. Обучающимся с высоким уровнем, хорошей работоспособностью, сильным типом нервной системы предлагаются более сложные, творческие задания. Школьникам со средним интеллектуальным уровнем и слабым типом нервной системы предлагаются задания средней или низкой сложности. Школьники с неуравновешенным характером не в состоянии долго сосредотачиваться на одном виде деятельности. Таким детям необходимо предлагать больше разных нетрудных заданий и вести постоянный контроль за их выполнением. То есть для каждого ученика на уроке необходимо создать ситуацию успеха.
Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Это могут быть нестандартные слова- приветствия, расслабленная поза, глубокое дыхание, использование музыки, слайды природы, воды. Для создания приятного эмоционального фона, сохранения глубокого понимания сущности предмета использую межпредметные связи, т. е. привлечение материала из смежных дисциплин: из истории, биологии, географии, экологии. Учащиеся с удовольствием не только слушают эту информацию, но и сами находят и рассказывают ее.
Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что «хороший смех дарит здоровье», сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора — один из приоритетов, который показывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность — признак психологического нездоровья. Улыбка, с позиции здоровьесбережения, значит не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся утомлению, который приведет к более полному пониманию учебного материала.
Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности и, главное, укрепляет здоровье учащихся. Учащимся необходимы физкультминутки на уроке, которые позволят им размять свое тело, расслабиться. Я использую гимнастику для глаз, рук, различные упражнения, которые улучшают кровообращение головы, делаем мы и просто разминку. После этого ребята становятся более работоспособными, их внимание активизируется, проявляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Далеко не всем учащимся легко дается химия, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, группах, где ведомый более слабый ученик чувствует поддержку товарища. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
Не нужно забывать и о том, что отдых — это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока я не допускаю однообразной работы. Некоторым ученикам трудно запомнить даже несложный материал. Для этого полезно развивать зрительную память. Часто использую эксперимент, при его недоступности — виртуальную лабораторию. Это очень повышает интерес к предмету, помогает лучше усвоить изучаемый материал.
Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание терминов, правил. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
Огромное значение для усвоения предмета, для повышения интереса к предмету имеет практическая направленность, уметь связать изучаемый материал с жизнью. На своих уроках данному виду работы я уделяю большое внимание. Так, при изучении темы «Жиры» мы рассматриваем не только их строение и химические свойства, но и действие на организм таких любимых продуктов, как чипсы. Мы рассматриваем и то, как избавиться от жирных пятен.
«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…» — говорил М.В. Ломоносов. И, действительно, это так. Куда ни взглянешь — продукты химического производства. Многие из них отрицательно влияют на организм детей. Поэтому на своих уроках учу, как из множества предложенных продуктов выбрать то, что меньше причинит вред здоровью.
Хочется верить, что к концу 9 класса учащиеся поймут, что химия не только наука формул, но и наука, глубоко связанная с нашей жизнью, и даже минимальный запас знаний поможет в жизни решить многие бытовые проблемы.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях учащихся. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.
Таким образом, вы видите, что применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю- предметнику. И если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден, и мы все поймем, что здоровье — самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье.