Фирсова Галина Васильевна,учитель начальных классов
План – конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс
Модуль «Основы светской этики».
Тема урока «Дружба».
Урок №14 модуля «Основы светской этики»
Тема: «Дружба»
Цель урока: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности
Задачи урока:
образовательные: -расширить представление о понятиях « друг», «дружба», показать необходимость и ценность дружбы.
развивающие: -развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определенных проблем ; развивать коммуникативные навыки. воспитательные: —воспитывать способность сопереживать чувствам других людей, толерантное отношение в общении с окружающими.
Планируемые результаты:
личностные:
-совершенствовать способности самоопределятся в жизненных ценностях;
-совершенствование умения объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;
— развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. метапредметные:—
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-умение осуществлять информационный поиск;
— готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
предметные:
— понимание ценности дружбы и дружеских отношений ;
— выстраивание конструктивных отношений в обществе.
Оборудование учителя:
Презентация к уроку ,С.И.Ожегова «Толковый словарь», ВИ.Даль «Толковый словарь», «Справочник афоризмов и изречений для школьников» ( составитель В.П.Павлов),М.В.Король «Виражи мудрости»,раздаточный материал (пословицы, карточки- задания для учащихся), записи детских песен о дружбе, видео-продукт – мультфильм «Про настоящую дружбу».
Оборудование учащихся:
—учебник «Основы светской этики», рабочая тетрадь учащихся.
Технология:
—ИКТ, технология развития критического мышления через чтение и письмо, здоровьесберегающие технологии.
Формы:
индивидуальная, фронтальная,работа в парах, группах.
Методы:
репродуктивный, проблемный,интерактивный.
Приемы:
беседа, обсуждение, работа с учебником.
Межпредметные связи:
литературное чтение, окружающий мир, музыка.
I.Этапы урока
Цели этапа: создать благоприятный психологический климат.
—Организационный момент Сегодня на уроке много гостей, а гости — это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
Слайд 1. (коллаж учащихся класса, с музыкальным оформлением) Возьмите за руки соседа по парте, вспомните о чем-то приятном, радостном, улыбнитесь друг другу, подарите и мне, и гостям свои улыбки. Спасибо! Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Улыбки ваши располагают к приятному общению, ведь улыбка украшает человека ,дарит всем настроение, радость. Пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.
II. Мотивационный этап
Цель: вызвать первоначальный интерес к теме урока. Определить тему урока, сформулировать цель.
Слайд 2. Притчи – краткий иносказательный поучительный рассказ.
Я предлагаю вам внимательно прослушать притчу и определить тему нашего урока.
Чтение притчи. Обсуждение содержания притчи.
« Давным – давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и 100 друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свою отару на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа узнала о том , какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облако пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли помочь ему. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего.
Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять свое стадо , он вспоминал глаза своих друзей , которые спасли жизнь его семьи».
— Сформулируйте тему урока.
Слайд 3. Тема урока «Дружба»
-Откройте тетрадь, запишите число и тему урока.
-Актуальна ли тема урока для класса?
-Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?
-Для чего?
— А как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы в процессе изучения этой темы?
Слайд 4. План урока:
- Что такое дружба?
- Признаки дружбы.
- Настоящий друг – кто он?
- Правила дружбы
III Актуализация знаний
Цель : Определить виды взаимоотношений между людьми, выявить взаимосвязь понятий -дружба, друг, товарищ.
— Попробуйте объяснить значение этих слов.
— Не всегда получается объяснить понятно значение слов.
IV Изучение нового материала
Цель:Раскрыть определение понятия «дружба».
Выделить отличительные черты дружбы.
Показать ценность дружбы.
-Давайте воспользуемся учебником. ( Стр. 32)
-Наша задача прочитать учебный текст, найти подтверждение своим ответам. Что такое дружба?
-Прочитайте отрывок из учебного текста.
В знаменитых словарях Ожегова и Даля приводят такое определение слову «Дружба»
Слайд 5. Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Ожегов С.И.)
Дружба – взаимная привязанность двух и более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении . Даль В.И.
-Запишите любое из этих толкований в тетрадь.
— Ролевое чтение стихотворения о дружбе.
— Что такое дружба? – спросила я у птицы.
Это когда коршун летает рядом с синицей.
Спросил я у зверя: Что такое дружба?
Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросил я у девочки:
— Дружба – что такое?
Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете,
И люди, и звери, и птицы.
(Учебник стр.32 -33) самостоятельная работа.
Задача – найти отличительные признаки дружбы.
Слайд 6.
* избирательность
*бескорыстность
*взаимная симпатия
*доверительность
*общность интересов
V Физминутка
Цель: снять психофизическое напряжение (В.Шаинский «Настоящий друг»)
Качества настоящего друга.
—У кого из вас есть друзья в классе?
-Расскажите как вы дружите?
-Ссорились ли вы когда- нибудь со своим другом?
— Помогает ли дружба учиться?
Предлагаю вам на листочке цветной бумаги написать качества, которыми должен обладать настоящий друг.
(Под музыку)
(Милосердие – милый сердцу, понимать, сострадать, поддерживать, не подводить, делиться, сопереживать, честность, взаимовыручка, помогать, обходительным, уважительным, вежливым, добрым, щедрым..)
Вывод: человек, который обладает такими качествами , красив не только из нутрии, но и внешне.
— А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами , как ваш друг?
Подойдите к моему зонтику — украсьте его вашими листочками, представьте что он огромный и мы все под этим зонтом с вашими пожеланиями к друзьям. Мне очень уютно и я чувствую душевную теплоту каждого из вас.
VI Закрепление изученного материала
-Как вы думаете, существуют правила дружбы?
— Учебник стр.33(Мудрые мысли о дружбе)
— Составляем синквейн – белый стих.
1. строка. Тема (дружба)
2. строка. Два прилагательных по теме.
3. строка. Три глагола
4.строка. Предложение (фраза)
5.строка. Существительное
Пример синквейна.
Дружба.
Крепкая, верная.
Спасает, помогает, утешает.
Дружба – сестра любви.
Единомыслие.
VI Итог урока
—Чему вас научил сегодняшний урок?
-О чем заставил задуматься урок?
-Пригодятся ли вам знания полученные сегодня на уроке?
Вывод:
Уметь дружить самому и иметь друга – это большое счастье для человека. Поступай с другом так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой , делай другу только то, что хотел бы получить сам.
Дружба -это забота о друге, и готовность прийти на помощь ничего не требуя взамен.
Оцените свою работу и всего класса на уроке.(Оценочные листы лежат на парте.
Характерные черты |
я |
класс |
Добросовестно |
|
|
Аккуратно |
|
|
Кое-как |
|
|
Старательно |
|
|
Небрежно |
|
|
Без интереса |
|
|
Увлеченно |
|
|
Спустя рукава |
|
|
По приказу |
|
|
С Любовью |
|
|
VII Домашняя работа
1.Побеседуйте с родителями об их школьных друзьях, о том какие качества они ценят в людях. Подготовьте устный рассказ.
2.По желанию подготовьте творческое представление своего друга. Сочинение, фото-рассказ, рисунок, интервью.
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Я называю одного по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже втроем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего на аплодисменты. Таким образом ,игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех , кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова « А самые громкие аплодисменты достаются нашим гостям».
После аплодисментов все садятся на свои места.
Правила настоящей дружбы (каждый получает памятку). Помогай товарищу: если умеешь что-то делать , научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
- Делись с друзьями, если у тебя есть интересные игры, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет.
- Играй и работай с товарищами так. чтобы не брать себе лучшее.
- Останови друга, если он делает что-то плохое.
- Хорошо дружить — значит говорить друг-другу только правду; если друг в чем-то неправ, скажи ему об этом.
- Не ссорься с ребятами, старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается. Не завидуй, радуйся успехам других. Если поступил плохо не стесняйся признаться в этом и исправиться.
- Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Можете еще добавить пункты в эти правила.