Г.В.Фирсова. План – конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс

Фирсова Галина Васильевна,учитель    начальных классов  

План – конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс

                                       Модуль «Основы светской этики».                

     Тема урока «Дружба».

Урок №14 модуля «Основы светской этики»

Тема: «Дружба»

Цель урока: создать условия для формирования представления о      дружбе как о важнейшей нравственной ценности

Задачи урока:  

                                                                                          образовательные:  -расширить представление о понятиях « друг», «дружба», показать необходимость и ценность дружбы.  

  развивающие:  -развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определенных проблем ; развивать коммуникативные навыки.                                                                                воспитательные:                                                                                                  —воспитывать способность сопереживать чувствам других людей, толерантное отношение в общении с окружающими.                                                 

  Планируемые результаты:                                           

        личностные:

-совершенствовать способности самоопределятся в жизненных ценностях;                                                                                

-совершенствование умения объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;    

     — развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.                     метапредметные:—      

    -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;                                                                            

 -умение осуществлять информационный поиск;                         

 — готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                                                                         

 — умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

  предметные:

— понимание ценности дружбы и дружеских отношений ;          

 — выстраивание конструктивных отношений в обществе.

Оборудование учителя:

Презентация к уроку ,С.И.Ожегова «Толковый словарь», ВИ.Даль «Толковый словарь», «Справочник афоризмов и изречений для школьников»    ( составитель В.П.Павлов),М.В.Король «Виражи мудрости»,раздаточный материал (пословицы, карточки- задания для учащихся), записи детских песен о дружбе, видео-продукт – мультфильм «Про настоящую дружбу».

Оборудование учащихся:

учебник «Основы светской этики», рабочая тетрадь учащихся.

Технология:

ИКТ, технология развития критического мышления через чтение и письмо, здоровьесберегающие технологии.

Формы:

индивидуальная, фронтальная,работа в парах, группах.

Методы:

репродуктивный, проблемный,интерактивный.

Приемы:

беседа, обсуждение, работа с учебником.

Межпредметные связи:

литературное чтение, окружающий мир, музыка.

I.Этапы урока

Цели этапа: создать благоприятный психологический климат.

Организационный момент                                                                                   Сегодня на уроке много гостей, а гости  — это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.                                                                                               Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

Слайд 1. (коллаж учащихся класса, с музыкальным оформлением)               Возьмите за руки соседа по парте, вспомните о чем-то приятном, радостном, улыбнитесь друг другу, подарите и мне, и гостям свои улыбки. Спасибо! Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Улыбки ваши располагают к приятному общению, ведь улыбка украшает человека ,дарит всем настроение, радость.  Пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

II. Мотивационный этап

Цель: вызвать первоначальный интерес к теме    урока. Определить тему урока, сформулировать цель.

Слайд 2. Притчи – краткий иносказательный поучительный рассказ.

Я предлагаю вам внимательно прослушать притчу и  определить тему нашего урока.

Чтение притчи. Обсуждение содержания притчи.

« Давным – давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и 100 друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свою отару на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа узнала о том , какая беда приключилась с хозяином овчарни.  Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облако пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли помочь ему. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего.

Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять свое стадо , он вспоминал глаза своих друзей , которые спасли жизнь его семьи».

— Сформулируйте тему урока.

Слайд 3. Тема урока «Дружба»

-Откройте тетрадь, запишите число и тему урока.

-Актуальна ли тема урока для класса?

-Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?

-Для чего?

— А как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы в процессе изучения этой темы?

Слайд 4. План урока:

  • Что такое дружба?
  • Признаки  дружбы.
  • Настоящий друг – кто он?
  • Правила дружбы

III Актуализация знаний

Цель : Определить виды взаимоотношений между людьми, выявить взаимосвязь понятий -дружба, друг, товарищ.

— Попробуйте объяснить значение этих слов.

— Не всегда получается объяснить понятно значение слов.

IV Изучение нового материала

Цель:Раскрыть определение понятия «дружба».

Выделить отличительные черты дружбы.

Показать ценность дружбы.

-Давайте воспользуемся учебником. ( Стр. 32)

-Наша задача прочитать учебный текст, найти подтверждение своим ответам. Что такое дружба?

-Прочитайте отрывок из учебного текста.

В знаменитых словарях Ожегова и Даля приводят такое определение слову «Дружба»

Слайд 5. Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Ожегов С.И.)

Дружба – взаимная привязанность двух и более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении .                                                                      Даль В.И.

-Запишите любое из этих толкований в тетрадь.

—  Ролевое чтение стихотворения о дружбе.

— Что такое дружба? – спросила я у птицы.

Это когда коршун летает рядом с синицей.

Спросил я у зверя: Что такое дружба?

Это когда зайцу лисы бояться не  нужно.

А после спросил я у девочки:

— Дружба – что такое?

Это что-то огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, все вместе играют

Это когда мальчишки девчонок не обижают.

Дружить должны все на свете,

И люди, и звери, и птицы.

(Учебник стр.32 -33) самостоятельная работа.

Задача – найти отличительные признаки  дружбы.

Слайд 6.        

  *  избирательность

*бескорыстность

*взаимная симпатия

*доверительность

*общность интересов

V Физминутка

Цель: снять психофизическое напряжение (В.Шаинский «Настоящий друг»)

Качества настоящего друга.

У кого из вас есть друзья в классе?

-Расскажите как вы дружите?

-Ссорились ли вы когда- нибудь со своим другом?

— Помогает ли дружба учиться?

Предлагаю вам   на листочке цветной бумаги написать качества, которыми должен обладать настоящий друг.

(Под музыку)

(Милосердие – милый сердцу, понимать, сострадать, поддерживать, не подводить, делиться, сопереживать, честность, взаимовыручка, помогать, обходительным, уважительным, вежливым, добрым, щедрым..)

Вывод: человек, который обладает такими качествами , красив не только из нутрии, но и внешне.

— А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами , как ваш друг?

Подойдите к моему зонтику — украсьте его вашими листочками, представьте что он огромный и мы все под этим зонтом с вашими пожеланиями к друзьям. Мне очень уютно и  я чувствую душевную теплоту каждого из вас.

VI Закрепление изученного материала

-Как вы думаете, существуют  правила дружбы?

— Учебник стр.33(Мудрые мысли о дружбе)

—  Составляем синквейн – белый стих.

1. строка. Тема (дружба)

2. строка. Два прилагательных по теме.

3. строка. Три глагола

4.строка. Предложение (фраза)

5.строка. Существительное

Пример синквейна.    

                                 Дружба.

 

Крепкая, верная.

Спасает, помогает, утешает.

Дружба – сестра любви.

Единомыслие.

VI Итог урока

Чему вас научил сегодняшний урок?

-О чем заставил задуматься урок?

-Пригодятся ли вам знания полученные сегодня на уроке?

Вывод:

Уметь дружить самому и иметь друга – это большое счастье для человека. Поступай с другом так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой , делай другу только то, что хотел бы получить сам.

Дружба -это забота о друге, и готовность прийти на помощь ничего не требуя взамен.

Оцените свою работу и всего класса на уроке.(Оценочные листы лежат на парте.

Характерные черты

я

класс

Добросовестно

 

 

Аккуратно

 

 

Кое-как

 

 

Старательно

 

 

Небрежно

 

 

Без интереса

 

 

Увлеченно

 

 

Спустя рукава

 

 

По приказу

 

 

С Любовью

 

 

 

VII Домашняя работа

1.Побеседуйте с родителями об их школьных друзьях, о том какие качества они ценят в людях. Подготовьте устный рассказ.

2.По желанию подготовьте творческое представление своего друга. Сочинение, фото-рассказ, рисунок, интервью.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Я называю одного по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже втроем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего на аплодисменты. Таким образом ,игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех , кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова « А самые громкие аплодисменты достаются нашим гостям».

После аплодисментов все садятся на свои места.

Правила настоящей дружбы (каждый получает памятку). Помогай товарищу: если умеешь что-то делать , научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.

  • Делись с друзьями, если у тебя есть интересные игры, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет.
  • Играй и работай с товарищами так. чтобы не брать себе лучшее.
  • Останови друга, если он делает что-то плохое.
  • Хорошо дружить — значит говорить друг-другу только правду; если друг в чем-то неправ, скажи ему об этом.
  • Не ссорься с ребятами, старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается. Не завидуй, радуйся успехам других. Если поступил плохо не стесняйся признаться в этом и исправиться.
  • Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Можете еще добавить пункты в эти правила.

Комментарии закрыты