Как на самом деле любить детей

 

  

      Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, с которыми сталкиваются родители: рост числа разводов, экономические кризисы, ухудшение условий жизни, потеря доверия к лидерам страны – все это лишает нас эмоционального равновесия. И, поскольку, родители становятся все более истощенными физически, эмоционально и духовно, им гораздо труднее воспитывать своих детей. В современном обществе в самом бедственном положении оказываются именно дети, а им больше всего на свете необходима любовь.

       Влияние родителей оказывается гораздо сильнее постороннего влияния. Именно Домашний Очаг держит первенство и определяет, насколько счастливым, внутренне защищенным и уравновешенным растет ребенок, как он уживается со взрослыми, сверстниками, детьми других возрастов. Насколько уверен в себе и своих способностях подросток, настолько он доброжелателен или равнодушен, как он реагирует на незнакомую ситуацию.

      Но дом – не единственное, что определяет, каким вырастет ребенок. Лучше не впадать в крайность, полностью обвиняя Дом во всех осложнениях и разочарованиях. «Для полноты и объективности, — считает автор, — следует принять во внимание второй фактор, влияющий на ребенка: врожденный темперамент».

Соответствующие исследования провели Стелла Чесс и Александр Томасс в книге «Темперамент и нарушение поведения у детей». Результаты:

Всего выделено 9 видов темперамента:

            1. Уровень активности – степень наследственной моторной активности, определяющая, активным или пассивным является ребенок;

2. Ритмичность (регулярность или нерегулярность) – предсказуемость таких функций, как голод, тип питания, выделений, ритм цикла сон-бодрствование;

3.  Приближение или удаление – это тип естественной реакции ребенка на такие новые стимулы, незнакомая еда, игрушка;

4. Приспособляемость – скорость и легкость, с которой ребенок способен видоизменить свое поведение в ответ на изменение окружающей среды и структуры;

5.  Интенсивность – количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроений;

6. Порог реактивности – уровень интенсивности стимула, требуемого для того, чтобы появилась нужная реакция;

7.  Качество настроения (положительный настрой в противовес отрицательному) – веселый, приятный, радостный, дружелюбный характер по контрасту с неприятным, капризным, крикливым, недоброжелательным поведением.

8. Способность отвлекаться – характеризует степень влияния посторонних помех на способность сконцентрировать внимание на своей линии поведения;

9.  Интервал внимания и настойчивость – продолжительность времени, в течение которого ребенок сосредоточен на активной деятельности, и продолжительность активности в случае возникновения препятствий. 

3,5,7 типы играют наиболее решающую роль при определении того, насколько будет легко или трудно вырастить ребенка  и заботиться о нем.

Но для наилучшего развития ребенка важнее тип материнства (отцовства), чем тип врожденного темперамента. Хотя растить трудного ребенка гораздо сложнее, но родительское отношение может изменить эти врожденные темпераменты в положительную и отрицательную сторону.

         Любой ребенок постоянно всеми известными ему невербальными способами спрашивает своих родителей: «Вы меня любите?». И в жизни каждого ребенка ответ на это сакраментальный вопрос – абсолютно самое важное.

         Если мы любим ребенка безусловно, он чувствует, что ответ на этот вопрос – утвердительный. Если же мы любим его условно – в зависимости от его успехов, поведения и пр. – он теряет уверенность в себе, становится тревожным и напряженным.

         В глубине души мы можем испытывать пламенную любовь к своему ребенку, но этого недостаточно. Именно через наше поведение ребенок ощущает нашу любовь к себе6 он не только слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем. Это куда более весомо! На ребенка наши поступки действуют гораздо сильнее, чем слова.

         Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым.  Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать.

Как же выражать свою любовь к ребенку?

Об этом мы поговорим в следующий раз.

По материалам книги Росса Кэмпбелла «Как на самом деле любить детей» (М., Издательство «Знание», 1992 год).


 

Комментарии закрыты