Светлана Николаевна Сомкина. Классный час для 8 класса.
Можно ли услышать голос совести?
Цель: формирование чувства совести.
Задачи: 1. На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
2. Показать учащимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных поступков и поступков сверстников.
3. Развитие таких личных качеств у учащихся, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Ход беседы:
— Здравствуйте ребята, меня зовут Сомкина Светлана Николаевна, классный руководитель 8 б класса «ООШ № 34» г. Сыктывкара.
Нашу беседу я хочу начать с притчи.
Притча о совести.
Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.
— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.
— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.
— Почему невыполнимо?
— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.
— Ребята, почему просияло лицо учителя и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?
— А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (услышит голос совести).
— Ребята, зачем человеку нужна совесть? Давайте заглянем в историю слова совесть. Это слово состоит из двух частей: приставки со- что значит – вместе, корня – весть, что значит, знать, ведать. Совесть – это совместное знание человека со своим внутренним миром.
— Как бы вы озаглавили тему нашей встречи?
— А как вы считаете, можно ли услышать голос совести? Если да, то как, при каких ситуациях мы слышим этот голос? При каждой новой ситуацией, давайте сложим всем вам знакомую пирамидку.
— Благодаря вам, мы сложили пирамидку ситуаций, когда мы слышим голос совести. Она может быть еще больше и выше, но совершая дурной поступок, ты остаешься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно, всегда в любой ситуации остаешься ты, твой поступок, и окружающие тебя люди. Если перенести пирамидку на листок бумаги, то получится треугольник. Треугольник совести, который имеет ступени решения проблемы.
- Ты размышляешь над тем, что совершил.
- Эта мысль тебя преследует.
- Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.
- Ты исправляешь положение.
- Наступает мир с самим собой.(разбросать по полу , они должны собрать)
— требования совести прорастают изнутри. Совесть – это мое внутреннее «Я». Если «Я» буду жить с совестью в ладах, то в душе моей воцарится мир, мир с самим собой.
-А в подтверждении своих слов расскажу вам еще одну притчу:
Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…
На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два — навсегда!
Думал-думал, как это сделать, и надумал…
— Давай, — говорит, — совесть, в прятки играть!
— Нет, — говорит та. — Ты меня все равно обманешь — подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
— Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати — и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков — хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего — совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
— Ладно, — говорит, — выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ — молчание.
Спустился в погреб: туда, сюда — нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…
Зарыдал человек:
— Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба — в сердце:
— Здесь я…
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Ведь, если разобраться, так всё оно и было! (прочитать ребенку).
Автор: Монах Варнава (Санин)
— Ребята, при какой ситуации главный герой услышал голос совести?
– У меня в руках маленькая планета, та планета, которую мы смогли создать, признавшись в проблеме или ошибке. Эта планета – планета добра. Но послушайте, что это внутри гремит? Здесь спрятаны наши ошибки и проблемы. В виде чего представлены эти ошибки?
– Наши ошибки и проблемы я представила в виде горошин. Каждый из вас сейчас возьмёт по одной горошине. Расскажите ей свою проблему или ошибку тихонечко, и она обязательно поможет вам решить эту проблему. Пусть, признавшись горошине, вам станет чуточку легче. Мы очистим планету от ошибок и проблем.
– Вы уже стали сильнее, признавшись маленькой горошине, а вот что делать дальше, вы должны решить сами. Вы можете, сохранит горошину, как талисман, пусть она помогает вам и в дальнейшем. Можете выкинуть её, выкинув свою проблему, ошибку. Но всё тайное, становится явным, и избавившись от проблемы сейчас, нет гарантии, что она больше не появится. А можете посадить эту горошину и пусть её росток, и будет теми чертами, которые вам помогут в дальнейшей жизни.
– Закончить нашу беседу я хочу словами французского учёного Фонтинеля «Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках и проблемах». Прислушайтесь к своей совести, подумайте, решите. Выбор за вами. Спасибо за работу. До свидания.