С.Н.Сомкина. Классный час «Можно ли услышать голос совести»

Светлана Николаевна Сомкина. Классный час для 8 класса.

Можно ли услышать голос совести? 

Цель: формирование чувства совести.

Задачи: 1. На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.

2. Показать учащимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных поступков и поступков сверстников.

3. Развитие таких личных качеств у учащихся, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Ход беседы:

— Здравствуйте ребята, меня зовут Сомкина Светлана Николаевна, классный руководитель 8 б класса «ООШ № 34» г. Сыктывкара.

Нашу беседу я хочу начать с притчи.

Притча о совести.

Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.

— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.

— Почему невыполнимо?

— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.

— Ребята, почему просияло лицо учителя и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?

— А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (услышит  голос совести).

— Ребята, зачем человеку нужна совесть? Давайте заглянем в историю слова совесть. Это слово состоит из двух частей: приставки со- что значит – вместе, корня – весть, что значит, знать, ведать. Совесть – это совместное знание человека со своим внутренним миром.

— Как бы вы озаглавили тему нашей встречи?

— А как вы считаете, можно ли услышать голос совести? Если да, то как, при каких ситуациях мы слышим этот голос? При каждой новой ситуацией, давайте сложим всем вам знакомую пирамидку.

— Благодаря вам, мы сложили пирамидку ситуаций, когда мы слышим голос совести. Она может быть еще больше и выше, но совершая дурной поступок, ты остаешься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно,  всегда в любой ситуации остаешься ты, твой поступок, и окружающие тебя люди. Если перенести пирамидку на листок бумаги, то получится треугольник. Треугольник совести, который имеет ступени решения проблемы.                                            

  1. Ты размышляешь над тем, что совершил.
  2. Эта мысль тебя преследует.
  3. Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.
  4. Ты исправляешь положение.
  5. Наступает мир с самим собой.(разбросать по полу , они должны собрать)

— требования совести прорастают изнутри. Совесть – это мое внутреннее «Я». Если «Я» буду жить с совестью в ладах, то в душе моей воцарится мир, мир с самим собой.

-А в подтверждении своих слов расскажу вам еще одну притчу:

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…

На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два — навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал…

— Давай, — говорит, — совесть, в прятки играть!

— Нет, — говорит та. — Ты меня все равно обманешь — подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

— Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати — и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков — хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего — совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

— Ладно, — говорит, — выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ — молчание.

Спустился в погреб: туда, сюда — нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

Зарыдал человек:

— Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба — в сердце:

— Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было! (прочитать ребенку).

Автор: Монах Варнава (Санин)

— Ребята, при какой ситуации главный герой услышал голос совести?

– У меня в руках маленькая планета, та планета, которую мы смогли создать, признавшись в проблеме или ошибке. Эта планета – планета добра. Но послушайте, что это внутри гремит? Здесь спрятаны наши ошибки и проблемы. В виде чего представлены эти ошибки?

– Наши ошибки и проблемы я представила в виде горошин. Каждый из вас сейчас возьмёт по одной горошине. Расскажите ей свою проблему или ошибку  тихонечко, и она обязательно поможет вам решить эту проблему. Пусть, признавшись горошине, вам станет чуточку легче. Мы очистим планету от ошибок и проблем.

– Вы уже стали сильнее, признавшись маленькой горошине, а вот что делать дальше, вы должны решить сами. Вы можете,  сохранит горошину, как талисман, пусть она помогает вам и в дальнейшем. Можете выкинуть её, выкинув свою проблему, ошибку. Но всё тайное, становится явным, и избавившись от проблемы сейчас, нет гарантии, что она больше не появится. А можете посадить эту горошину и пусть её росток, и будет теми чертами, которые вам помогут в дальнейшей жизни.

– Закончить нашу беседу я хочу словами французского учёного Фонтинеля  «Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках и проблемах». Прислушайтесь к своей совести, подумайте, решите. Выбор за вами. Спасибо за работу. До свидания.

Комментарии закрыты