Татьяна Леонидовна Игнатова. Учитель коми языка.
Тема: « Грибы — тшакъяс»
Цель: Познакомить с названиями грибов на коми языке.
Задачи:
-познакомить с названиями грибов.
— развивать общенаучные умения, слушать учителя и учеников, принимать участие в обсуждении.
-научить правильно, произносить слова на коми языке.
-развивать память, внимание.
-развивать интерес к изучению коми языка.
Наглядность: картинки, Леший,
Приложение: мультимедийная презентация.
Ход занятия.
1этап — Создание проблемной ситуации.
— Видза- оланныд, челядь! Посмотрите, кто пришел к нам на занятие? (Вӧрса). Где он живёт?
( работаем по — первому слайду)
— О чем будем говорить на уроке? (о грибах) Как вы догадались?
-Как мы можем узнать, как называются грибы на коми языке?
2этап — Актуализация знаний.
— Чтобы нам узнать названия грибов мы отправляемся в лес-вӧр.
— Что общего между словами ВӦР и ВӦРСА?
— Кто нам будет помогать? (ВӦРСА)
(работа по — второму слайду)
3этап — Поиск решения.
Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растёт сосновой
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый (гриб — дона гоб).
— Как называется первый грибочек, который мы нашли? (ученики называют грибы на русском языке, и читают название на коми языке)
(работа по — третьему слайду)
-Дальше мы идем.
Что за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке?
(красноголовик- гӧрд гоб)
Дети читают на русском и коми языке.
(работа по – четвертому слайду)
— Нам Леший показывает какой-то гриб, давайте отгадаем?
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это (сыроежка- уртшак)
( работа по пятому слайду)
-Сколько грибочков нашли? Назовите на коми языке.
— Я вижу следующий гриб
Растут на опушке
рыжие подружки,
Их зовут (волнушки — ягсер)
( работа по шестому слайду)
— Первый гриб, какой нашли? Второй? Третий? А четвертый? Продвигаемся дальше?
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный
( Мухомор — гут кулан тшак)
(работа по седьмому слайду)
— И последний грибочек, самый интересный?
Не сучок, не листок,
А на дереве растет (чага-пакула)
(работа по восьмому слайду)
4этап — Выражение решения.
— Вспомним названия грибов на коми языке. Сколько грибов мы нашли? Назовите на коми языке (квайт)
— Почему грибам дали такое название? Как можно было догадаться?
— Грибы мы собрали, возвращаемся в класс дальше работать.
( включается музыка, физминутка)
5 этап-рефлексия:
— Посмотрите, что нам дал Вӧрса? (корзинка) Как вы думаете что здесь? Вӧрса предлагает нам интересное задание, надо вам разделиться на 2 команды. 1 команда — называет съедобные грибы на коми языке, а 2 команда- несъедобные.
Дети разделяются на две команды. Раздаются картинки.
(дети вытаскивают грибы и называют на коми языке)
— Чему вы научились на уроке?
Я — знаю ….
Я — запомнил …
Я — смог …
— Скажите, каков был сегодняшний урок для вас?
1) Все было легко, все задания выполнили без труда.
2) Было нелегко, допустили ошибки.
3) Было очень трудно, надо повторить все изученное.
( работа по девятому слайду)
Гортса удж: спросить у родителей, какое блюдо можно приготовить из грибов.
— Аддзысьлытодз!!!!!