Петрова Н.П. Технологии обучения здоровью на уроках русского языка и литературы

Петрова Надежда Пантелеймоновна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «ООШ № 34» г. Сыктывкара

 

Технологии обучения здоровью на уроках русского языка и литературы

В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, быть предельно внимательными, и поэтому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Одними из важных частей технологий,  предполагающих активную субъектную позицию учащегося, являются различные виды гимнастики, массажа.

Оригинальная гимнастика

Частично гимнастика основана на произношении гласных звуков. По утверждению древних индейцев, именно протяжное произношение гласных, с доброй усмешкой на лице, положительно отражается на формировании организма.

1. Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом.

Сядьте  удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а].

Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек.

Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.

Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.

2. Для правильной ориентации дыхания проводятся двигательные упражнения с названиями: «Задуть свечу», «Поймать комара», «Согреть руки», «Лилия» и др.

«Поймать комара»: Разведите руки в стороны. Представьте, что ловите комара. Медленно сводите руки, чтоб его не испугать. При этом беспрерывно произносите звук [з]. Прихлопните комара и быстро разведите руки — получится автоматический вздох.

3. Еще одну группу упражнений составляют приёмы, которые успокаивают нервную систему, снимают напряжение. В этом случае особенно важными являются голос учителя и его внутреннее спокойствие. При этом максимум внимания надо уделять окраске своего голоса и темпу произношения слов.

«После грозы»: Закройте глаза. Вы — в лесу. Отгремела гроза. Прошёл дождь, блестит мокрая листва на берёзах. На траве — серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышится! Вот ландыши — вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко.

Немаловажным является включение соответствующих тем, говорящих о здоровье, здоровом образе жизни, здоровом питании, в предметы общеобразовательного цикла.  На уроках русского языка и литературы  богатейший материал может дать изучение темы «Пословицы».

Физическое здоровье человека

Гигиена

Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным. Без осанки и конь корова. Грязного и пчелы не подпускают. По морю плавал, а воды не видел. Губы накрашены, а шея грязная.

Режим

Время мать и кормилица всего хорошего. В.Шекспир . И петух свои часы знает. Сидит, надувается, три дня в ботинки обувается. Сон лучше всякого лекарства.

Привычки

Быстрого и ловкого болезнь не угонит. Пока мямля разувается, расторопный выпарится. Берегущийся бывает здоров. Не умеет к чашке лицом сесть.

О вредных привычках

Вино с разумом в ладу не живет. Курить здоровью вредить. Сам себя губит, кто наркотики любит. Тому не помочь, кто до вина охочь.

Душевное здоровье человека

Знания

Без наук как без рук. Догадка хорошо а знание лучше. Кто любит науки, тот не знает скуки. Учить ум точить. Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Общение
И в раю жить тошно одному. Берись дружно не будет грузно. За общим столом еда вкусней. В одиночку жить сердце злобить. Настоящая красота человека в красоте его поступков.

Высказывания известных людей

О здоровье вообще

Единственная красота, которую я знаю это здоровье. Гейне
Добродетель есть здоровье души, здоровье добродетель тела. Прудон
По мышцам ты неутомим, по духу ты непобедим. Державин
Поверь, лишь тот знаком с душевным наслаждением, кто приобрел его трудами и терпеньем. Гете
Всякое дело поправимо, если человек здоров. Здоровью цены нет. Все радости жизни в творчестве. Творить значит убивать смерть. Р.Роллан

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Поэтому учителю, готовясь к уроку, нужно понимать, что здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:
Почему и для чего? — однозначное и строгое определение целей обучения,
Что? — отбор и структура содержания,
Как? — оптимальная организация учебного процесса,
С помощью чего? — методы, приемы и средства обучения,
Кто? — реальный уровень квалификации учителя.
Так ли это? — объективные методы оценки результатов обучения. Для соблюдения этих критериев, несомненно, необходимо уметь проводить анализ своего урока и уроков коллег.

Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья учеников целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

  • Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
  • Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7–10 минут.
  • Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок. Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут.
  • Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
  • Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
  • Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
  • Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
  • Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
  • Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
  • Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
  • Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.
  • Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.
  • Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
  • Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии — это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, когда при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Комментарии закрыты