И.В.Хомская, Н.П.Петрова. Литературно-музыкальная композиция об осени

 И.В.Хомская, Н.П.Петрова

Литературно — музыкальная композиция «Унылая пора! Очей очарованье..»

На сцене – стол, на котором лежат листы бумаги, стоят в подсвечнике горящие свечи, чернильный набор. В кресле  —  шляпа и трость.
Звучит романс на  стихи  С. Есенина “Отговорила роща золотая”.
Слайд 1.
1-й ведущий:
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса …
Слайд 2.
2-й ведущий. Вы, конечно, все узнали пушкинские строки. “Унылая пора! Очей очарованье…” – так мы назвали нашу  литературно-музыкальную   композицию . Сегодня мы будем говорить, наверное, о самом прекрасном времени года, о том, как изображают  осень  в своих произведениях  поэты , художники, музыканты.
Слайд 3.
2-й ведущий.  Осень  в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели,  поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты  русской  природы, которая  осенью  одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени – это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету.
Именно таким увидел это время года композитор Петр Ильич Чайковский.
Звучит “Осенняя песнь” П. И. Чайковского.
1-й ведущий. Грустное это время – осень. “Осенняя песнь” – тоже грустная. Тихий, грустный покой слышится в первой музыкальной фразе.
Но вот зазвучали два голоса. Один – слабый, он словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно … и тут же бессильно стихает. Видно, очень хочется человеку тепла, света, счастья. Тоскливо на душе. Снова взлет – и снова падение. Еще, еще – нет, не подняться, не вздохнуть полной грудью… И хочется плакать от тоски и непонятной обиды … Второй голос, более уверенный, уговаривает, успокаивает, утешает.
На фоне изображения танцуют две девочки.
2-й ведущий. П.И. Чайковский нашел для этой пьесы удивительную по своей певучести мелодию. В ней слышатся падающие капли дождя, опадающие листья, устилающие ковром землю, склоняющиеся под порывами ветра ветви деревьев, угасающие, слабые лучи солнца.
Вслушиваясь в “Осеннюю песнь” П. И. Чайковского, мы чувствуем, что для композитора это прощание с милыми картинами лета, потому так тихо тает его мелодия. Но это еще и сказочная красота золотого багрянца осени и ее таинственная прелесть.
1-й ведущий. Осень – пора плодотворная и творческая для натур, наделенных особым поэтическим даром. Почему-то именно в это время года появляются на свет самые пронзительные и проникновенные строки.
Слайд 4.
2 ведущий:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора …
(А. С. Пушкин “Евгений Онегин”, IV глава)
“У нас  осень , дождик шумит, ветер шумит, лес шумит, шумно, а скучно, ” – писал А.С. Пушкин в Михайловском.
Слайд 5. Демонстрируется изображение села Михайловского.
2-й ведущий. Впервые Пушкин приехал в Михайловское в 1817 году. Рощи встретили его приветливым шумом. Воздух был густо напоен хвойным ароматом. В Михайловском недавний лицеист наслаждался деревенской свободой. Дни напролет бродил он по полям и лесам, ездил верхом.
Сколько раз еще приедет Александр Сергеевич в Михайловское, проведет здесь долгие годы заточенья, одиночества! Сколько раз вдохновит Михайловское  поэта  на создание прекрасных произведений!
Поэт  любил гулять в уединенной липовой аллее. Во время прогулок рождались творческие замыслы, возникали образы его будущих героев. Он наблюдал, как осыпается с деревьев листва, как ее уносит ветром …
А.С. Пушкин:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор …
(А. С. Пушкин “19 октября”)
1-й ведущий. В Михайловском в разное время года всегда было прекрасно, но больше всего  поэт  любил  осень .  Осень  – самое любимое время года Пушкина.
А.С. Пушкин: “ Осень  подходит. Это любимое мое время: здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настает … Еду в Болдино … Бог весть, буду ли я там иметь время и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь”.
1-й ведущий. Это письмо Пушкин написал другу Петру Александровичу Плетневу 31 августа 1830 года. В Болдине  поэт  собирался пробыть недолго, ехал для того, чтобы устроить имущественные дела – вступить во владением имением. В первых числах сентября Пушкин был уже в Болдине.
2-й ведущий. В Болдине  поэт  жил один в большом доме с дощатой крышей. За частоколом, окружавшем двор, – унылая деревня с избами, крытыми соломой и тесом, никаких соседей помещиков, полное одиночество.
Слайд 6. Демонстрируется изображение села Болдина.
А.С. Пушкин: “Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается – никто не помешает. Уж я тебе приготовлю всячины, и прозы и  стихов !” – так писал  поэт  П.А. Плетневу.
2-й ведущий. Обстоятельства сложились так, что вместо предполагаемого месяца Пушкину пришлось прожить в Болдине всю  осень .
Пройдут годы, и болдинская осень войдет в историю как один из высочайших взлетов  русской  поэзии. Того, что было написано им за три месяца в Болдине, хватило бы на несколько жизней. Поэзия и проза, драматургия и критические статьи, сказки и письма.
Слайд 7.
1-й ведущий. До поздней ночи горела свеча в окне болдинского дома, легко и свободно ложились на бумагу строки. Да какие строки!
А.С. Пушкин:
I
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы…
V
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
VII
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
VIII
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
IX
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
X
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
XI
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
(А. С. Пушкин “Осень”)
1-й ведущий. Пушкину придется еще дважды побывать в Болдине – в 1833 и 1834 годах. Будут впереди еще несколько лет жизни, будут написаны еще многие прекрасные произведения, но другой такой болдинской  осени , озаренной могучим творческим подъемом, в его короткой жизни уже не будет.
Звучит “Осенняя песнь” П. И. Чайковского.
Сухая, звенящая  осень
Касается щек, точно жесть,
Листами, которые сносит
На травы, которым не цвесть.
Уже под ногой каменеет
Песок опустевших аллей.
Но зрелым спокойствием веет
От вечно прямых тополей.
И в рыжей, вот в этой метели,
Я думаю только о том,
Как в Болдине листья летели
В бессмертие – лист за листом.
(В. Соколов)
Слайд 8.
1-й ведущий. А сейчас давайте обратимся к творчеству замечательного художника, “певцу русской  осени ” – это Исаак Ильич Левитан.
Левитан очень любил  русскую  природу и не уставал повторять своим ученикам: “Больше любви, больше поклонения природе!”
Левитан очень любил поэзию, называл ее “очаровательницей жизни”. Он знал наизусть множество стихотворений Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина, А.А. Фета.
Наверное, совсем не случайно именно о Левитане, его работах большой художник и мудрый человек К.Ф. Юон как-то сказал: “Великий  поэт  природы”.
Друзья, знатоки и любители искусства поражались его мастерству, его виртуозности отбирать нужные краски, а главное – умению показать “то скромное и сокровенное, что таится в каждом  русском  пейзаже, – его душу, его очарование”.
2-й ведущий.  Осень  для Левитана – самая волнующая пора. Осеннее убранство деревьев вызывало у него особое состояние. При одном только взгляде на залитые оранжевыми красками леса он преображался, приходил в свое тревожное, взбудораженное состояние.
Мы знаем множество картин, этюдов, навеянных осенними мотивами. Левитан создал около ста картин  осени .
Слайд 9.
2-й ведущий. «Левитанская  осень » стала нарицательным понятием: червленое золото сентябрьской листвы, тоненькие стройные березки, словно остановившиеся в раздумье на берегу, приволье  русских  рек, дремлющие в сумерках деревеньки. В творчестве Левитана чистая радость соседствует со щемящей душу печалью, тревогой и одиночеством.
Давайте пристальнее вглядимся в полотна художника и вспомним замечательные стихотворения  русских   поэтов .
1-й ведущий:
Слайд 10. Демонстрируется картина И.И. Левитана “Осенний день. Сокольники”.
“Осенний день. Сокольники” – первая картина Левитана, на которой он изобразил  осень . Художнику помогал в работе его друг Николай Чехов: он написал фигуру женщины, идущей по аллее парка. Это единственная картина Левитана, где был изображен человек.
Осень… Тихий печальный день. Серое небо. Далеко-далеко в сосновый бор уходит дорога. Вдоль дороги молодые кленовые деревца. Они уже засыпали землю желтыми, золотыми, коричневыми листьями.
Печаль пасмурного дня дополняется фигурой грустной женщины в черном, одиноко идущей по ворохам опавшей листвы.
Художник сумел наполнить свою картину элегически-печальным чувством поэзии осеннего увядания и человеческого одиночества.
Невольно вспоминаются поэтические строчки Ф.И. Тютчева (читает наизусть ученик):
Сентябрь холодный бушевал,
С деревьев ржавый лист валился,
День потухающий дымился,
Сходила ночь, туман вставал.

И все для сердца и для глаз
Так было холодно-бесцветно,
Так было грустно-безответно, —
Но чья-то песнь вдруг раздалась…

И вот, каким-то обаяньем,
Туман, свернувшись, улетел,
Небесный свод поголубел
И вновь подернулся сияньем —

И все опять зазеленело,
Все обратилося к весне…
И эта греза снилась мне,
Пока мне птичка ваша пела.
Слайд 11. Демонстрируется картина И.И. Левитана. “Осень. Мельница”.
2-й ведущий. Эта картина была написана художником в 1888 году в небольшом волжском городке Плесе, ставшем для Левитана своеобразным “Болдиным”. Здесь были созданы многие полотна художника. Среди них и “Осень. Мельница”.
Древними поверьями веет от этой картины. Таинственная мельница, окруженная молчаливым лесом в осеннем убранстве … Жемчужно струящийся ручей …
Вот как это место изобразил А.С. Пушкин:
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей …
Слайд 12. Демонстрируется картина И. И. Левитана “Поздняя осень”.
1-й ведущий. Поздняя осень. Серый пасмурный день. Серое небо. Серая гладь реки. На берегу стоят одинокие березки, уже почти осыпавшие свою листву. Лишь кое-где
… на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист!
А.С. Пушкин
Слайд № 13. Демонстрируется картина И. И. Левитана “Озеро. Русь”.
2-й ведущий. Прозрачный осенний день. Воздух упруг и чист. Облака, словно пена, плывут по небу и таким же легким мерцающим отражением придают воде загадочный оттенок. Прибрежные березовые рощи, неказистые крестьянские избы, дальние церквушки в зелени… Да, эти места похожи на сказку!
Ощущение жизненной полноты, свежести чувств в солнечный осенний день создается благодаря “бурлению” красок в изображении золота листвы, яркой зелени озимей, темной сини неба и реки.
Поэтический пейзаж к этой картине Левитана – строчки Ф.И. Тютчева (ученик читает стихотворение):
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Ученик читает стихотворение Ф.И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…”
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Слайд 14. Демонстрируется картина И. И. Левитана “Золотая осень”.
1-й ведущий. Левитан создал чрезвычайно богатую эмоциональными оттенками “осеннюю сюиту”. Но, пожалуй, наиболее популярна среди всех этих работ именно эта картина, отличающаяся необыкновенной яркостью.
Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Сразу вспоминаются поэтические строки И.А. Бунина.
Ученик наизусть читает отрывок из стихотворения И.А. Бунина “Листопад”.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льёт;
Играя в небе промелькнёт
Скворцов рассыпаная стая —
И снова всё кругом замрёт.

Последние мгновенья счастья!
Уж знает осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нём стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу…
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной…

2-й ведущий. Левитановская осень – праздник золота и синевы, радостный праздник красоты. И немного грустный: ведь это красота прощания!
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса …
1-й ведущий. В своих произведениях А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, И.А. Бунин, П.И. Чайковский, И.И. Левитан открыли нам свою душу, запечатлев в них безграничную любовь к природе России, к прекрасному времени года –  осени .
Все они по-своему изображают это время года, но все восхищаются красотой осенней природы. Во всех произведениях слышатся радость и в то же время и щемящая грусть.
Слайд 15. Звучит романс “Глаза у  осени  печальны”.

Комментарии закрыты